К 30-летию образования АТО Гагаузия (Гагауз Ери).
Республика Молдова является многонациональным и многоязычным государством. Исторически сложилось так, что в этом крае вместе с молдаванами веками живут представители других народов. По данным переписи населений 2014 года национальные меньшинства Молдовы, без учета статистических данных по Приднестровью, составляют четверть жителей страны. К наиболее крупным этносам относятся украинцы, русские, гагаузы, болгары, евреи. В Приднестровье украинцы и русские составляют две трети населения региона. При таком составе населения вопросы создания законодательной и институциональной основы для защиты прав и законных интересов лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам, имеют первостепенное значение.
Проблема создания нормативной базы в области межэтнических отношений появилась в повестке дня молдавских законодателей в период серьезного обострения общественно-политической ситуации, в том числе на межэтнической почве. Трагические события конца 80-х и начала 90-х годов стали серьезным испытанием для Молдовы. Это время характеризовалось разгулом радикального национализма. Все, что было связано с российским и советским периодами жизни, подвергалось отрицанию, осквернению или уничтожению. Сложившаяся ситуация привела в конечном итоге к территориальному расколу республики, походу «волонтеров» на юге и вооруженному противостоянию на берегах Днестра.
Первым нормативным актом, регулирующим очень важную сферу межэтнических отношений, стал закон о функционировании языков на территории республики, принятый еще в 1989 году. Этот нормативный акт закрепил молдавско-русское двуязычие во многих областях жизни государства и общества. Законом установлено, что в местностях проживания населения гагаузской национальности языком официальных сфер жизни является молдавский, гагаузский или русский языки. Также гарантировано использование украинского, болгарского, иврита, идиш, цыганского и языков других этнических групп, проживающих в стране, для удовлетворения национально-культурных потребностей.
После 1991 года были приняты ряд других законов по защите прав этнических меньшинств Молдовы. Это законы об образовании, об удостоверяющих личность документах национальной паспортной системы, о порядке опубликования нормативных актов, о правах лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам, и правовом статусе их организаций. Парламент принял Концепцию национальной политики Республики Молдова, а правительство утвердило Стратегию укрепления межэтнических отношений в Республике Молдова на 2017-2027 годы. В 1996 году Молдова присоединилась к важному международному документу — Рамочной конвенции о защите национальных меньшинств и периодически отчитывается о ее выполнении.
К числу важных нормативных актов в области стабилизации межнационального мира в Молдове относится Закон об особом правовом статусе Гагаузии (Гагауз Ери), принятый Парламентом 23 декабря 1994 года. Следует напомнить, что в течение 1992-1993 годов деятельность высшего законодательного органа республики характеризовалась нестабильностью, отсутствием устойчивого большинства, что в конечном итоге привело к досрочному прекращению его деятельности и роспуску. После избрания в феврале 1994 года нового состава парламента, действующего на постоянной основе, его законотворческая работа была активизирована. Первым шагом в этом направлении стало принятие парламентом 29 июля 1994 года новой Конституции Республики Молдова.
После принятия Высшего закона страны большое внимание было уделено разработке нормативного акта, направленного на урегулирование территориального раскола в южном регионе Молдовы. Разработкой законопроекта по правовому решению данной проблемы занималась специальная комиссия, в состав которой входили депутаты парламента, правоведы и представители органов управления трех районов юга республики. После того, как комиссия подготовила проект закона, он был обсужден в парламентских комиссиях, свое мнение высказали специалисты в области государственного устройства. Несмотря на то, что большинством поддерживалось создание автономного региона в составе республики, были противники принятия такого решения.
Проект был представлен на рассмотрение в Парламент и 23 декабря 1994 закон «Об особом правовом статусе Гагаузии (Гагауз Ери)» был принят. В нем говорится, что Гагаузия это территориальное автономное образование с особым статусом как форма самоопределения гагаузов, являющаяся составной частью Республики Молдова. Первичным носителем статуса Гагаузии является малочисленный гагаузский народ, компактно проживающий на территории Молдовы. Гагаузия в пределах своей компетенции самостоятельно решает вопросы политического, экономического и культурного развития в интересах всего населения. В случае изменения статуса Республики Молдова как независимого государства народ Гагаузии имеет право на внешнее самоопределение, — записано в законе. В июне 1998 года Народное Собрание приняло Уложение Гагаузии, которое является основным законом и обладает исключительной юридической силой на всей территории Гагаузии. В Конституции Республики Молдова имеется статья 111 «Автономно-территориальное образование Гагаузия».
Изложенные обстоятельства позволяют сделать вывод о том, что в целом нормативная база, обеспечивающая защиту жизненных интересов национальных меньшинств, соответствует международным стандартам в этой области. Однако реальное положение с исполнением законодательства в области межэтнических отношений вызывает серьезную обеспокоенность у представителей национальных меньшинств, что подтверждается также заключениями правозащитных институтов Совета Европы по результатам мониторинга исполнения нашей страной Рамочной конвенции. В них отмечается, что соблюдение законов на практике остается главной проблемой в Молдове и законы, касающиеся прав национальных меньшинств, так же не являются исключением.
Несмотря на то, что республиканским законодательством закреплены основные гарантии соблюдения прав национальных меньшинств, на самом деле их законные интересы по многим позициям существенно ущемляются. Многие нормативно-правовые акты в этой области или игнорируются или не соблюдаются, о чем представители этнокультурных организаций неоднократно информировали республиканские и международные структуры. Обоснованную тревогу у русскоязычного населения в последние годы вызывает очевидная тенденция пересмотра норм, регулирующих функционирование языков на территории республики. Цель предлагаемых изменений очевидна — искоренение молдавско-русского двуязычия и полное вытеснение русского языка из различных сфер деятельности государства и общества.
Примером этому утверждению служит изменение закона о документах национальной паспортной системы, в соответствии с которыми в настоящее время при заполнении удостоверения личности не используется русский язык и не указывается отчество его владельца. Правом на указание отчества в собственном имени представители национальных меньшинств пользовались с 1996 по 2013 годы. По мнению украинской, русской, гагаузской, болгарской, белорусской и других общин исключение отчества из официального документа является массовым нарушением прав человека на собственное имя и вмешательством в его частную жизнь.
Одной из серьезных проблем является недостаточное представительство национальных меньшинств в органах государственного управления, что прямо противоречит республиканскому законодательству, закрепляющему их право на примерно пропорциональное представительство в органах исполнительной власти, в судах, прокуратуре, полиции. Европейские эксперты неоднократно отмечали недостаточное вовлечение этнических меньшинств в исполнительные органы высшего уровня, включая правительство, правоохранительные органы. По их мнению, преподавание государственного языка национальным меньшинствам остается на низком уровне, что ограничивает возможности, прежде всего молодежи, активно включаться в общественную жизнь.
Примечательно, что многие годы в Молдове неоднократно поднимался вопрос об отмене статуса русского языка как языка межнационального общения. Решающую роль в этой ситуации сыграли два постановления Конституционного суда. В 2018 году он признал закон 1989 года о функционировании языков устаревшим и бесполезным. После принятия в 2020 году новой редакции закона суд признал его неконституционным, указав, что парламент, закрепляя русский язык в качестве языка межнационального общения, придал ему статус, не предусмотренный конституцией. Указанные решения не могут быть признаны обоснованными и объективными. Прежде всего не были приняты во внимание роль и значимость русского языка, вековые традиции использования в Молдове, а также то, что он относится к наиболее распространенным языкам в мире.
Период существования Гагауз Ери наглядно продемонстрировал, что принятое тридцать лет назад решение о предоставлении автономии гагаузскому народу было единственным выходом из сложившейся ситуации. За это время было решено множество проблем политического, экономического и культурного развития в интересах населения края. Гагаузия стала известна далеко за пределами Молдавии, у нее установились крепкие связи с различными государствами СНГ, прежде всего с Российской Федерацией, другими странами. Вместе с тем, полученный опыт свидетельствует, что в законодательство о статусе автономии могут быть внесены изменения и дополнения, улучшающие правовую базу функционирования всех областей жизнедеятельности края.
Экс-депутат Парламента РМ, эксперт в области межэтнических отношений, М.И. Сидоров