В Молдавии русские проживают в течение нескольких веков. С 1812 года территория современной Республика Молдова была частью Российской империи, а с 1940 года входила в состав СССР. Русский язык был востребован в этом крае и широко использовался в различных областях деятельности государства и общества.»Живет русский язык в Молдове,»- говорил еще в 16-ом веке известный молдавский летописец Григоре Уреке. Русские всегда составляли значительную часть населения страны. По данным переписи 1989 года в Молдавский ССР проживало 562 тысячи русских, что составляло 13 процентов от общего числа жителей республики.
Трагические события 1991 года, приведшие к распаду Советского Союза, стали серьезным испытанием для проживающих в Молдове российских соотечественников. Начало 90-х годов характеризовалось небывалым разгулом радикального национализма, массовыми проявлениями русофобии и актами вандализма. На государственном уровне провозглашался курс на построение мононационального государства. Все, что было связано с российским и советским периодом жизни края, подвергалось отрицанию, осквернению или уничтожению. Именно тогда перед нами остро стоял вопрос о дальнейшей судьбе каждого из нас в отдельности и всего русскоязычного сообщества в целом.
Прошедшие четверть века наглядно продемонстрировали, что российские соотечественники Молдовы, проживая в иноязычной среде, смогли сохранить свою национальную принадлежность, русский язык, российскую культуру и традиции. Идет очень непростой процесс осознания нами своего положения в диаспоре, прежде всего как общности людей, объединенных национальной идентичностью, языком, культурой. Вырабатываются формы и методы защиты своих жизненно важных интересов в стране проживания. Этому во многом способствовало создание организаций соотечественников, которые позволили сплотить их усилия в деле защиты своих прав и законных интересов, противопоставить общие усилия предпринимаемым со стороны официальных властей попыткам этнокультурной ассимиляции и денационализации.
Следует отметить, что в этот период времени количество соотечественников, проживающих в Молдавии, постоянно уменьшалось. Так, в 2004 году в ней, учитывая статистические показатели переписи жителей Приднестровья, проживало немногим более 366 тысяч русских, что составляло 9,3 процента населения. Мы были третьей национальной группой после молдаван и украинцев. За 15 лет русское население сократилось почти на 200 тысяч человек, фактически каждый третий российский соотечественник покинул за это время Молдавию. Русские занимали второе место после евреев по числу выбывших на постоянное место проживания в другие страны, в подавляющем большинстве в Россию.
В апреле 2014 года в Республике Молдова была проведена очередная перепись населения, результаты которой обнародованы только через три года. Количество русского населения продолжает сокращаться и мы уже составляем четвертую этническую группу после молдаван, украинцев и гагаузов. Без учета статистических данных по Приднестровью, нас осталось 113 тысяч человек, что составляет 4,1 процента от общего числа жителей республики. Таким образом, за 25 лет половина русских покинула страну. Следует заметить, что данные последней переписи населения в части этнического состава не могут быть признаны достоверными, поскольку значительная часть жителей не участвовала в ней. По сообщению Национального бюро статистики, только в Кишиневе почти половина горожан (41 процент) не были охвачены переписью.
Русские продолжают уезжать из Молдавии из-за политической ситуации в стране и регионе в целом, а также продолжающегося социально экономического кризиса. Необходимо напомнить, что до недавнего времени Республика Молдова представлялась мировому сообществу как страна успехов в области осуществления реформ в различных сферах деятельности государства. Однако реальная ситуация весьма далека от провозглашенных властями идей европейской интеграции и построения процветающего общества. В стране падает уровень жизни населения, растет безработица, что способствует росту миграции. Высокий уровень коррупции порождает недоверие к государственным органам. Усиленно распространяются идеи унионизма, особенно среди молодежи. В обществе провоцируются антироссийские, антирусские настроения.
Эксперты Совета Европы и ООН отмечают, что в республике сохраняется дискриминация в отношении национальных меньшинств, в обществе не созданы условия для того, чтобы можно было говорить об уважении имеющегося многообразия. Языковое и этническое разделение населения накладывается на дифференциацию по принципу Восток-Запад и вносит свой вклад в раскол общества на две группы: русскоязычные и говорящие на государственном языке. Углубляющееся разделение наряду с политической и финансовой нестабильностью и политизацией использования языков привели в последние годы к обострению напряженности в обществе и могут угрожать мирному сосуществованию, если не будут найдены надлежащие решения, заключают они.
Переживая вместе с остальным населением невзгоды повседневной жизни, русские дополнительно испытывают нарушение своих прав, закрепленных в Конституции РМ, в том числе на обеспечение доступа к государственной службе, свободного получения информации на родном языке, выбора языка воспитания и обучения, невмешательства в частную жизнь. Одной из самых серьезных проблем, непосредственно затрагивающих права и законные интересы российских соотечественников, является положение русского языка в Молдове, перспективы его сохранения и развития. Очевидно, что от правового статуса русского языка во многом зависит место той или иной страны в современной системе международных политических координат и в этом контексте данная проблематика особенно актуальна для Республики Молдова, провозгласившей курс на европейскую интеграцию. Необходимо отметить, что в период с 1989 по 2003 год в стране была создана нормативная база для использования русского языка практически во всех сферах деятельности государства и общества. Русский язык, имеющий статус языка межнационального общения, используется на территории республики наряду с молдавским, что обеспечивает осуществление молдавско-русского двуязычия.
В Концепции национальной политики РМ, утвержденной Парламентом в 2003 году, говорится о недопустимости сужения сферы использования русского языка в обществе. Более того — обеспечение условий для сохранения и дальнейшего развития его функций является одной из приоритетных задач в области образования, культуры и воспитания. В статье 13 Конституции страны записано, что государство признает и охраняет право на сохранение, развитие и функционирование русского и других языков, используемых на территории Молдовы. Несомненно, такая нормативно-правовая база должна была стать надежным фундаментом для сохранения русского языка, русской культуры и способствовать облегчению положения российских соотечественников, проживающих в Молдавии.
Однако сегодняшняя ситуация с применением русского языка демонстрирует серьезные расхождения между правовыми нормами и реальным положением дел в этой области. Следует напомнить, что сразу же после принятия в 1989 году закона о функционировании языков наблюдалось стремление молдавских властей на неправомерное ускорение процесса ограничения использования русского языка и вытеснения его из сферы официального употребления, образования, информации. Такое положение во многом объясняется тем обстоятельством, что с момента начала реализации языковое законодательство оказалось в области политического противостояния, характерного для молдавского общества конца 80-х начала 90-х годов. Эта ситуация во многом способствовала возникновению противостояния на Днестре, приведшего в 1992 году к вооруженному конфликту и территориальному расколу Молдовы.
Особую тревогу среди российских соотечественников вызывает то обстоятельство, что в последние годы отмечено большое количество законодательных инициатив депутатов и правительства по изменению нормативных актов в области функционирования языков, целью которых является фактический отказ от молдо-русского билингвизма, дальнейшее сокращение ареала использования русского языка и установление монополии государственного языка. Ярким подтверждением этому служит принятый в 2014 году по инициативе правительства Кодекс об образовании, закрепляющий, что в дальнейшем учебный процесс в сфере образования будет осуществляться на румынском языке и — в пределах возможностей системы образования — на одном из языков международного общения или на языках национальных меньшинств. Русский язык в качестве языка обучения в кодексе даже не упоминается и ему отводится место языка одного из национальных меньшинств, проживающих в Молдове.
В связи с этим обстоятельством серьезную обеспокоенность вызывает перспектива существования в ближайшей перспективе действующих в республике 260 средних учебных заведений с преподаванием на русском языке. Проводимая в Молдове кампания по оптимизации образовательного процесса на деле приводит к недостаточно мотивированному и предвзятому закрытию таких учебных заведений: уже реорганизовано или ликвидировано более 20 гимназий и лицеев республики. В течение ближайших лет станет очевидным, сколь быстрым будет процесс сокращения обучения на русском языке в образовательной системе Молдовы.
Также резкое осуждение со стороны российских соотечественников вызвали внесенные парламентом в 2012 году по предложению правительства изменения в закон «Об удостоверяющих личность документах национальной паспортной системы,» предусматривающие дальнейшее оформление удостоверений гражданина РМ только на государственном языке и без указания отчества. Более 17 лет этот документ заполнялся на молдавском, русском и англииском языках. По желанию заявителя, принадлежащего к национальному меньшинству, при записи на русском языке указывалось его отчество, что соответствовало положениям, закрепленным в Рамочной конвенции о защите национальных меньшинств и закону «О правах лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам, и правовом статусе их организаций.» Исключение отчества из официального документа является вмешательством в частную жизнь индивида, практически лишает его полного собственного имени, чем нарушается ряд норм международного и национального законодательства, в том числе статья 28 Конституции Республики Молдова. Данное изменение законодательства затрагивает интересы многих сотен тысяч жителеи Молдовы, является массовым нарушением прав человека и свидетельствует о стремлении к ассимиляции национальных меньшинств республики.
Говоря о нарушениях конституционных прав соотечественников, необходимо отметить, что принятие упомянутого выше Кодекса об образовании, гарантирующего осуществление учебного процесса только на румынском языке и в недалекои перспективе затрудняющего получение среднего и высшего образования на русском языке, противоречит статье 35 Конституции, которая гласит, что государство обеспечивает в соответствии с законом право лица на выбор языка воспитания и обучения. Ранее действовавший закон об образовании 1995 года предусматривал, что государство гарантирует право получать дошкольное воспитание, среднее, профессиональное и высшее образование на молдавском и русском языках, а также создает условия для реализации права граждан на воспитание и обучение на родном языке (гагаузском, украинском, болгарском, иврите, идише и др.). Такой подход властей к вопросам образования обеспечивал реальную реализацию права лица на выбор языка воспитания и обучения. Следует сказать, что отсутствие в кодексе упоминания о русском языке в качестве языка преподавания вступает в противоречие с положениями Договора о дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и Республикой Молдова 2001 года, закрепившего, что молдавская сторона с учетом роли и значимости русского языка в соответствии с национальным законодательством обеспечит надлежащие условия для удовлетворения потребностей в обучении на русском языке в системе образования Молдовы.
Российские соотечественники высказывают свою обеспокоенность тем, что следующим нормативным актом, который может быть пересмотрен в ближайшее время, станет Закон «О функционировании языков на территории Молдавской ССР,» принятый в 1989 году. Вопрос о необходимости «усовершенствования» этого правового документа, имеющего чрезвычайно важное значение для сохранения не только русского языка, но и позиции Русского мира в Молдове, давно обсуждается на правительственном уровне. Необходимо напомнить, что в парламенте уже зарегистрирован законопроект «О лингвистической политике в Республике Молдова,» основной целью которого является создание новой языковой ситуации, исключающей многоязычие в Молдове. С принятием данного нормативного акта, который утвердит монополию румынского языка, существующая в этой области законодательная база будет полностью утрачена. В законопроекте русский язык не упоминается даже в перечне языков международного общения, как, собственно, не содержит упоминания о русском языке и разработанный в 2010 году проект новой Конституции республики. В контексте вытеснения русского языка из сферы официального употребления следует упомянуть и предложения ряда депутатов об отмене Концепции национальной политики Республики Молдова.
Если говорить о реальном представительстве российских соотечественников в органах власти, то они в незначительном числе представлены лишь на местом уровне. Русские не представлены в республиканских органах власти: в правительстве, министерствах и ведомствах. Примечательно, что в разные годы вице-премьерами, министрами, послами работали украинцы, гагаузы, болгары. Русские никогда этих должностей не занимали. Их практически не осталось в судебных инстанциях, в прокуратуре, полиции. Такое положение может объясняться только предвзятым отношением властей к этническим русским, проживающим в Молдове, и игнорированием положений статьи 24 закона «О правах лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам, и правовом статусе их организаций», закрепляющей их право на пропорциональное представительство в органах власти. Более чем в три раза сократилось количество русских среди депутатов Парламента.
В декабре 2016 года правительство утвердило Стратегию укрепления межэтнических отношений в Республике Молдова на 2017-2027 годы, разработанные при поддержке офиса Верховного комиссара ОБСЕ по делам национальных меньшинств. Еще на стадии обсуждения этот документ вызвал широкий общественный резонанс. Высказываются опасения, что основной
целью стратегии является не интеграция этнических меньшинств, которые столетиями проживают в этом крае и всегда были составной частью молдавского народа, а их ассимиляция. В ней содержатся ряд положений, которые будут способствовать сохранению напряженности в области межэтнических отношений и процессу этнокультурной ассимиляции национальных меньшинств, проживающих в Молдове. Прежде всего это касается реализации закрепленных в стратегии мер в области языковой политики, подтверждающих фактический отказ от молдавско-русского двуязычия и закреплении доминирующей роли румынского языка. Ему отводится главенствующая роль в иерархии функционирующих в стране языков, которая по мнению авторов, должна консолидировать общество, однако полностью игнорируется определение места и роли русского языка, занимающего по праву второе место после государственного по распространению и востребованности в молдавском обществе.
В стратегии отмечается, что одной из задач Молдовы в сфере сохранения и развития языков меньшинств, а также ее обязательством перед Советом Европы, является ратификация Европейской хартии региональных языков или языков меньшинств. По нашему мнению, главной причиной того, почему Молдова до сих пор не присоединилась к Хартии, является статус русского языка. С учетом его значимости и распространенности в стране он не может быть отнесен к категории регионального или языка меньшинства. В сложившейся ситуации необходимо следовать рекомендациям авторитетных европейских экспертов, выработанных в 2012 году после цикла консультаций с заинтересованными ведомствами и общинами Молдовы. Они предложили в законе о присоединении к Хартии записать: «Республика Молдова заявляет, что в соответствии с национальным законодательством русский язык сохраняет статус языка межэтнического общения.» Весьма вероятно, что до ратификации Хартии законодательство о функционировании языков будет изменено, о чем говорилось выше, и русский язык может утратить статус языка межнационального общения, поэтому эта рекомендация экспертов утратить свою актуальность.
Вопросами содействия проживающим в Молдове российским соотечественникам в полной мере пользоваться своими правами и законными интересами в течение нескольких лет занимается учрежденный при Координационном совете российских соотечественников в РМ Информационно-аналитический правозащитный центр. Его создание стало возможным благодаря помощи Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом. Центром проводит мониторинг соблюдения молдавскими властями норм республиканского и международного законодательства в области прав национальных меньшинств. Особое внимание уделяется исполнению законодательства в области функционирования русского языка, получения на нем образования, представительства соотечественников в органах власти и т. д.
Оказывается информационно-консультативная правовая поддержка общественным организациям соотечественников, а также отдельным лицам при обращениях в судебные и правоохранительные органы. В различных регионах республики организуются семинары, круглые столы, конференции, способствующие формированию правозащитного актива и активизации соотечественников в деле защиты своих прав. Периодически подготавливаются обобщенные аналитические материалы о положении российских соотечественников в Молдове. Правозащитный центр информирует о своей деятельности Посольство РФ, представительство Россотрудничества в Молдове, Мы сотрудничаем с парламентской Комиссией по правам человека и межэтническим отношениям, Бюро межэтнических отношений, офисом Народного адвоката, международными правозащитными организациями, общинами и другими национально-культурными организациями республики, средствами массовой информации.
Правозащитный центр совместно с организациями соотечественников продолжит работу по защите интересов русскоязычного населения. Учитывая исторические традиции о востребованность русского языка, необходимо добиваться сохранения за ним статуса языка межнационального общения. Необходимо сотрудничать с парламентскими комиссиями по возврату к раннее закрепленному в законе молдавско-русскому двуязычию в системе образования, восстановления отчества в официальных документах, воспрепятствовать ограничению или запрету получения информации на русском языке. Остро реагировать на любые проявления дискриминации по этническому и языковому принципам. Следует укреплять сотрудничество с международными правозащитными организациями, средствами массовой информации и другими институтами гражданского общества.
Российской диаспоре в Молдове исполнилось 25 лет. Это второй период пребывания проживающих в этом крае русских вне пределов своей исторической Родины. У наших предшественников уже имелся опыт жизни в диаспоре, когда в период 1918-1940 годов Бессарабия была оккупирована королевской Румынией. За прошедшую четверть века накоплен неплохой опыт отставания своих прав, создана система общественных организаций, которые позволили сохранить здесь идеи и дух Русского мира, русский язык, российскую самобытность. Мы никогда не прерывали связь с Россией и выражаем искреннюю благодарность Посольству РФ, представительству Россотрудничества в Молдове и Российскому центру науки и культуры за поддержку и помощь.