Парламент Республики Молдова одобрил в первом чтении дополнения в Кодекс о телерадиовещании, предполагающие фактический запрет трансляции информационно-аналитических программ российских ТВ-каналов на территории страны. Это решение является логическим продолжением проводимой в последние годы политики по ограничению функционирования в Молдове русского языка, обладающего в настоящее время статусом языка межнационально общения, и полному вытеснению его из сферы официального употребления, образования, информации и других областей деятельности государства и общества. Таким образом, в республике последовательно складывается новая языковая реальность, характеризующаяся отказом от сложившегося веками молдавско-русского двуязычия и установления монополии румынского языка.
Примером этому утверждению может служить изменение закона о документах национальной паспортной системы, в соответствии с которыми сейчас при заполнении удостоверений личности гражданина РМ не используется русский язык и не указывается отчество его владельца. Новый Кодекс об образовании предусматривает, что обучение в дальнейшем будет осуществляться на румынском языке и в пределах возможностей системы образования — на языках национальных меньшинств. Русский язык, как язык обучения, в кодексе даже не упоминается. Несомненно, принятие обсуждаемых в парламенте поправок в аудиовизуальный кодекс приведет к вытеснению русского языка из электронных средств массовой информации Молдовы.
Следует указать, что предлагаемые изменения Кодекса телерадиовещания не соответствуют нормам международного и национального законодательства, закрепляющих права человека на получение информации и свободу выражения мнения, прежде всего Всеобщей декларации прав человека, Европейской конвенции о правах человека и основных свободах, Рамочной конвенции о защите национальных меньшинств. Нарушается также конституционное право граждан Республики Молдова на информацию, поскольку в соответствии со статьей 34 Основного Закона страны, право лиц на доступ к любой информации, касающейся общественных дел, не может быть ограничено.
Считаем необходимым напомнить, что пятнадцать лет назад, 19 ноября 2001 года между Республикой Молдова и Российской Федерацией был заключен Договор о дружбе и сотрудничестве, в преамбуле которого отмечается, что дальнейшее развитие и укрепление отношений дружбы и стратегического партнерства отвечают интересам народов наших стран, способствует их благополучию и процветанию. Статья 19 договора устанавливает, что «в интересах взаимного расширения познаний о народах обоих государств Высокие Договаривающиеся Стороны будут содействовать сотрудничеству в области средств массовой информации». Очевидно, что предлагаемые изменения закона о телерадиовещании противоречат духу и букве этого важного международного акта. МИД России назвал недружественным шагом намерение молдавских властей запретить трансляцию российских передач в республике.
Русские веками проживают в Молдавии и составляют третью по численности этническую группу после молдован и украинцев. По данным переписи населения 2004 года, в ней, учитывая и Приднестровье, проживало почти 370 тысяч русских или 9,3 процента от общего числа жителей. Немаловажным является тот факт, что в Молдавии проживают более 250 тысяч граждан Российской Федерации, подавляющее большинство из которых — на левом берегу Днестра. В случае исключения из сетки телевещания российских новостных и аналитических программ будет затруднено осуществление гуманитарных контактов наших соотечественников с их исторической родиной. Эта ситуация затронет права и законные интересы представителей других национальных меньшинств, которые составляют более четверти населения Молдовы, а также значительного числа жителей республики, поскольку телепередачи из России продолжают оставаться у них в числе самых востребованных.
Мы выражаем свою глубокую озабоченность тем обстоятельством, что обсуждение в парламенте проектов об ужесточении закона о телевещании может спровоцировать усиление напряженности в молдавском обществе и способствовать разжиганию в стране антироссийских и антирусских настроений. Убеждены, что депутаты Парламента проникнутся чувством ответственности за принимаемое решение и отклонят предложенные законопроекты как необоснованные.