2 февраля 2023 года Парламент принял закон о внесении изменений в Уголовный кодекс Республики Молдова, внесенный в порядке законодательной инициативы группой депутатов партии «Действие и солидарность». В информационной записке к законопроекту указывается, что он разработан в целях приведения нормативной базы в области обеспечения безопасности государства в соответствии с реальной оперативной обстановкой на уровне противодействия рискам и угрозам, порождаемым диверсионными информационными действиями иностранных спецслужб в отношении Республики Молдова.
Утвержденный закон дополнил действующий Уголовный кодекс несколькими статьями. Две нормы определяют содержание терминов антиконституционный субъект и незаконная информационная структура. Шесть статей содержат понятия некоторых деяний, отнесенных к преступлениям против публичной власти и безопасности государства. В данном случае речь идет о таких преступлениях, как сепаратизм, заговор против Республики Молдова, серьезная угроза в адрес Республики Молдова, создание незаконной информационной структуры, незаконный сбор информации, неуведомление органов власти о преступлениях, совершенных против государства или национальной безопасности.
Учитывая, что за содеянное к виновным лицам может применяться наказание в виде лишения свободы на длительные сроки, эти преступления классифицируются как тяжкие и особо тяжкие. До настоящего времени принятый закон не промульгирован Президентом РМ, не опубликован в «Monitorul Oficial» и не вступил в законную силу.
Принятие данного нормативного акта вызвало широкую дискуссию в молдавском обществе, в том числе отмечалось отсутствие информированности населения о разработке законопроекта. В этой связи примечательно замечание правового отдела Парламента о том, что на стадии внесения законопроекта на рассмотрение в Парламент необходимо получение заключения гражданского общества по предложенному документу. Такая рекомендация правового отдела соответствует Концепции сотрудничества между Парламентом и гражданским обществом, утвержденной в 2005 году. Она предусматривает, что Парламент предоставляет в распоряжение гражданского общества проекты законодательных актов. Заинтересованные общественные организации имеют свободный доступ к информации и могут представлять экспертные заключения, комментарии, предложения и другие материалы. К сожалению, представители общественности, в том числе юристы и специалисты в области защиты прав человека, к работе над законопроектом на стадии его подготовки не привлекались.
Следует отметить, что принятие закона, устанавливающего уголовную ответственность за сепаратизм и другие преступления против государственной безопасности, приведут к усилению напряженности в обществе. Прежде всего, это касается дальнейшей судьбы переговорного процесса по урегулированию приднестровского конфликта, который может быть прерван. Высказывается обеспокоенность тем, что должностные лица официальных государственных структур Приднестровья могут быть привлечены к уголовной ответственности в соответствии с принятыми дополнениями в уголовное законодательство.
Одновременно возникает ряд вопросов, касающихся затягивания решения приднестровской проблемы. Как известно, в 1992 году в Москве было подписано Соглашение о принципах мирного урегулирования вооруженного конфликта в Приднестровском регионе Республики Молдова. В Конституции РМ 1994 года в статье 110 закреплено, что населенным пунктам левобережья Днестра могут быть предоставлены особые формы и условия автономии в соответствии с особым статусом, установленным органическим законом. В 2005 году Парламент принял закон «Об основных положениях особого правового статуса населенных пунктов левобережья Днестра». В нем указывается, что в составе Республики Молдова учреждается автономно-территориальное образование с особым правовым статусом Приднестровье.
Необходимо напомнить, что проблема разрешения приднестровского конфликта неоднократно была предметом обсуждения международных конференций, проводимых в Молдове и за ее пределами. Первая конференция на тему «Децентрализация, автономия, федерализм?» состоялась в Кишиневе в 1995 году, в которой участвовали эксперты из Шотландии, Италии, Испании, России, Франции, Канады. Совместно депутаты Парламента и Верховного Совета изучали вопросы деятельности автономии Аландских островов в составе Финляндии. По мнению специалистов, принимавших участие в указанных и других мероприятиях, приднестровский конфликт, будучи внутригосударственным делом, возможно разрешить на основе норм международного права с учетом опыта других стран, имеющих аналогичные примеры.
Однако из-за отсутствия четкой национальной концепции и механизма урегулирования конфликт остается неурегулированным. Обсуждение ситуации в Приднестровье в рамках ОБСЕ не приводит к желаемым результатами, а достигнутые результаты являются весьма скромными. Действующий механизм по урегулированию конфликта в формате «5+2» также малоэффективен. Причиной такого положения является то, что молдавские официальные власти за многолетний период существования конфликта так и не смогли, а приднестровские так и не изъявили желания, выработать хотя бы основу взаимоприемлемой концепции и стратегии урегулирования конфликта,- заключают эксперты.