В рамках публичных консультаций проекта указанного документа, предложенного для обсуждения Министерством юстиции Республики Молдова, предлагаем внести в него ряд дополнений, направленных на решение имеющихся проблем использования языков в работе судебных инстанций. Как явствует из отчета Совета по предупреждению и ликвидации дискриминации и обеспечению равенства, в течение 2019 года им выявлены факты дискриминации по критерию языка. Совет продолжает получать обращения граждан в связи с проблемами несоблюдения права лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам, использовать в суде русский язык, обладающий в Молдове статусом языка межнационального общения.
Так, из всех жалоб, на основании которых была установлена дискриминация по критерию языка, в 63,6 процентов случаев речь шла о судах. Совет с сожалением констатирует, что несмотря на решения, вынесенные им в период 2013-2019 годов, эта проблема доступа к правосудию сохраняется. Практика Совета показывает, что исковые заявления, составляемые на русском языке, возвращаются не будучи рассмотренными, только по причине того, что не сопровождаются переводом на государственный язык. Заявители жалуются на то, что подвергаются дискриминационному обращению при осуществлении права на доступ к правосудию по признаку языка. Это выражается в том, что судьи выносят постановления о не рассмотрении и возвращении исковых заявлений на том основании, что они оформлены на русском языке.
Совет считает, что отказ в приеме искового заявления на том основании, что оно написано на русском языке, является дискриминацией заявителя, а потенциально и любого иного лица, которое пользуется языком межэтнических отношений при реализации своего права на доступ к правосудию и эффективным средствам защиты. Совет констатирует, что положения ст. 24 ч. (2) Гражданско-процессуального кодекса, касающиеся права лиц знакомиться с совершаемыми действиями и с материалами дела и изъясняться в суде через переводчика, истолковываются и применяются ограничительно, в то время как право изъясняться в суде подразумевает как устное, так и письменное общение. Об этом свидетельствует и практика деятельности судов в республике, которая по этому вопросу не является единообразной,- заключает Совет по предупреждению и ликвидации дискриминации и обеспечению равенства.
Как известно, судопроизводство в Республики Молдова ведется на молдавском языке, что предусмотрено статьей 118 Конституции РМ. Лица, не владеющие им и не говорящие на нем, имеют право ознакомится со всеми документами и материалами дела, а также изъясняться в суде через переводчика. Эта же конституционная норма закрепляет, что в соответствии с законом судопроизводство может вестись и на языке, приемлемом для большинства лиц, участвующих в судебном процессе.
Анализ деятельности отдельный судов показывает, что при осуществлении правосудия они используют русский язык. Такой выбор языка судопроизводства объясняется тем, что русский язык традиционно используется на территории Молдовы. По востребованности он занимает второе место после молдавского и является языком межнационального общения. По данным последней переписи населения каждый второй украинец, каждый третий гагауз и болгарин обычно говорят на русском языке. Популярен русский язык и среди титульного большинства — молдован. Треть жителей страны, а это миллион человек, постоянно говорят на русском языке, а свободно общаться на нем могут более двух миллионов.
Следовательно, реальное положение в области использовании языков в молдавском правосудии говорит о назревшей необходимости изменения языковой политики в этой области. Разработка и принятие Стратегии обеспечения независимости и целостности сектора правосудия на 2021-2024 годы должна способствовать решению данной проблемы. С учетом вышеизложенного, предлагаем в разделе стратегии «Основные положения» в пункте 2.1 предусмотреть, что в целях обеспечения свободного доступа к правосудию лица, принадлежащие к национальным меньшинствам, имеют право подачи исковых заявлений в судебные инстанции на русском языке. Такая формулировка позволит в дальнейшем внести соответствующие изменения в Гражданско-процессуальный кодекс Республики Молдова и будет свидетельствовать об улучшении защиты прав и законных интересов человека в области юстиции.